ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Main Article Content
Аннотация:
В статье рассматривается речь является особенностью высшей нервной системы человека, кардинально отличающая его от других представителей животного мира. Наиболее очевидной и первостепенной задачей речи значится общение. Речь представляется главным инструментом мышления, то есть она одновременно является и средством общения.
Article Details
Как цитировать:
Библиографические ссылки:
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2013. – 384 с.
Гаджиев, И. А. Расстройство речи детей дошкольного возраста в условиях двуязычия / И. А. Гаджиев, Ф. Г. Гаджиева, М. В. Гаджиев // Практическая психология и логопедия. – 2005. - №3. – С. 69-74.
Климова, Т. В. Влияние эндогенных факторов среды на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи / Т.В. Климовa //Успехи современного естествознания. - 2006. - № 3. - С. 17-18.
Аргис, A.P. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / A.P. Агрис, О.И. Егорова, Е.Ю. Матвеева, A.A. Романова // Современная зарубежная психология. - 2012. - №1. - С. 39 – 46.
Carper, R.A. Courchesne E. Localized enlargement of the frontal cortex in early autism / R. A. Carper // Biol Psychiatry. – 2005. -Vol. 57, N 2. - P. 126-133.
Dlouha, O. Central auditory processing disorder (CAPD) in children with specific language impairment (SLI): central audi tory tests / O. Dlouha, A. Novak, J. Vokral // Int. J. Pediatr. Otorhinolaryn-gol. - 2007. - Vol. 71, N 6. - P. 903-907.
Вейн, A.M. Сон тайны и парадоксы / A.M. Вейн. – M.: Эйдос медиа, 2003. - 220 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – M.: Академия, 2009. - 602 с.
Корнев, A.M. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук / А.M. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 45 с.
Локтева, E.B. Формирование социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореферат дисс. канд. мед. Наук / E.B. Локтева. — M: 2007. — 21 с.
Романенко, Ж.В. Актуальные аспекты психического развития в формировании гармоничной личности: учебно-методическое пособие / Ж.В. Романенко, Е.Б.Шахов. - Нижний Новгород.: НижГМА, 2013. – 19 с.
Корнев А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей с речевыми нарушениями // Психопатические расстройства у подростков. - Ленинград, 1987. - С. 59 -64.
Кружилина Т.В. Факторы, определяющие особенности речевого развития у детей // Известия ЮЗГУ. - 2012. - № 4. – Т. 43. - Ч.1 – С. 216-219.
Боровцова Л.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста / Л.А. Боровцева, Л.Ф. Козодаева // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2015. - №1. - Т. 25. – С. 112-120.
Баранов А. А. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков / А.А. Баранов, О.И. Маслова, Л.С. Намазова-Баранова // Вестн. Рос. акад. мед. наук. - 2012. - № 8. - С. 26–33.
Ларькина Е.В. Клинико-нейропсихологическая характеристика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста / Е.В. Ларькина, О.В. Халецкая, Т.Н. Дмитриева // Медицинский альманах. – 2013. - № 6. – Т. 30 - С.152-156.
Асмолова Г.А. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Г.А. Асмолова, А.Н. Заваденко, Н.Н. Заваденко, Е.В. Козлова, М.И. Медведев и др. // Метод. Рекомендации. - М.: Союз педиатров России, Рос. ассоц. специалистов перинатальной медицины. - 2014. - 57 с.
Делягин В.М. Задержка речевого развития у детей // «РМЖ» - 2013. - № 24. - С. 1174.
Kalnak N. Family history interview of a broad phenotype in specific language impairment and matched controls / N. Kalnak, M. Peyrard-Janvid, B. Sahle´n et al. // Genes Brain and Behavior. – 2012. – Vol. 11. – P. 921–927.
Бочарова Е.А. Медико-социальные факторы риска в формировании отклонений в психическом и речевом развитии в детском возрасте / Е.А. Бочарова, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 6. - Т. 47. - С. 52-54.
Карелина И.Б. Факторы риска возникновения речевых нарушений у детей от 0 до 3-х лет и способы их предупреждения // Специальное образование. – 2013. – Т. 2. - С. 149-156.
Vallance D.D. Discourse deficits associated with psychiatric disorders and with language impairments in children / D.D. Vallance, N. Im, N.J. Cohen // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 1999. – Vol. 40. – P. 693–704.
Stanton-Chapman D.A. Identification of early risk factors for language impairment / D.A. Stanton-Chapman, N.L. Bainbridge, K.G. Scott // Res developmental disabilities. – 2002. – Vol. 23(6). – P. 390-405.
Campbell T.F. Risk factors for speech delay of unknown origin in 3-year-old children / T.F. Campbell, C.A. Dollaghan, H.E. Rockette et al. // Child Development. – 2003. – Vol. – 74. – P. 346–357.
Hammer C.S. Late Talkers: A Population-Based Study of Risk Factors and School Readiness Consequences / C.S. Hammer, P. Morgan, G. Farkas et al. // J Speech Lang Hear Res. – 2017. - 60(3). – P. 607-626.
Bayer J.K. Early childhood etiology of mental health problems: a longitudinal population-based study / J.K. Bayer, H. Hiscock, O.C. Ukoumunne et al. // J Child Psychol Psychiatry. – 2008. – Vol. 49(11). - P. 1166–1174.
Kovac I. Attention deficity/hyperactivity in SLI children increases risk of speech/language disorders in first-degree relatives: a preliminary report / I. Kovac, B. Garabedian, C. Du Souich et al. // J Commun Disord. – 2001. – Vol. 34(4). – P. 339-54.
Bonneau D.I. Genetics of specific language impairments / D.I. Bonneau, C. Verny, J. Uze // Arch Pediatr. – 2004. – Vol. 11(10). – P. 1213-1216.
DeThorne L.S. Children’s history of speech-language difficulties: genetic influences and associations with reading-related measures / L.S. DeThorne, S.A. Hart, S.A. Petrill et al. // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. – 2006. – Vol. 49. – P. 1280– 1293.
Newbury D.F. Genetic Advances in the Study of Speech and Language Disorders / D.F. Newbury, A.P. Monaco // Neuron. – 2010. – Vol. 68. – P. 309- 320.
Beitchman J.H. The continuum of linguistic dysfunction from pervasive developmental disorders to dyslexia / J.H. Beitchman, A. Inglis // Psychiatr. Clin. North. Am. – 1991. Vol. 14. - №1. – P. 95-111.
Kalnak N. Family history interview of a broad phenotype in specific language impairment and matched controls / N. Kalnak, M. Peyrard-Janvid, B. Sahle´n et al. // Genes Brain and Behavior. – 2012. – Vol. 11. – P. 921–927.
Leonard C.M. Anatomical risk factors that distinguish dyslexia from SLI predict reading skill in normal children / C.M. Leonard, L.J. Lombardino, K. Walsh et al. // J. Commun. Disord. – 2002. – Vol. 35. – P. 501–531.
Володин Н.Н. Перинатальная психология и психиатрия / Н.Н. Володин // М: Академия, 2009, Т. 2 – 253 с.
Белоусова М.В. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей / М.В. Белоусова, М.А. Уткузова, Р.Г. Гамирова, В.Ф. Прусаков // Неврология, психиатрия. – 2013. - №1 (66). – С. 117-120.
Tomblin J.B. Epidemiology of specific language impairment: prenatal and perinatal risk factors / J.B. Tomblin, E. Smith, X. Zhang // J Communication Disorders. – 1997. – Vol. 30(4). – P. 325-343.
Узачкова Ч.А. Влияние перинатальных факторов при задержке психомоторного и речевого развития у детей раннего возраста // Врачаспирант. - 2011. – Т. 45. - № 2.1. - С. 233-236.
Шамансуров Ш.Ш. Электроэнцефалографические исследования у детей с задержкой психомоторного и речевого развития / Ш. Ш. Шамансуров // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2011. - Том 56, № 4. - С. 88-89.
Белова О.С. Оказание комплексной помощи детям раннего возраста с отклонениями в психическом и речевом развитии / О.С. Белова, М.В. Парамонова, Е.А. Бочарова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - №1. - Т. 16. – С. 16-19.
Синельщикова А.В. Ведущие перинатальные факторы, оказывающие влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста / А.В. Синельщикова, Н.Н. Маслова // Медицинский альманах. – 2014. - №3. – Т. 33. – С. 95-97.
Zuccarini M. Object exploration in extremely preterm infants between 6 and 9 months and relation to cognitive and language development at 24 months / M. Zuccarini, A. Guarini, S.J. Savini et al. // Research in Developmental Disabilities. – 2017. – Vol. 68. – P. 140-152.
Ribeiro L.A. Attention problems and language development in preterm low-birth-weight children: Cross-lagged relations from 18 to 36 months / L.A. Ribeiro, H.D. Zachrisson, S. Schjolberg et al. // BMC Pediatrics. – 2011. – Vol. 11. – P. 59.
Reilly S. Predicting language at 2 years of age: a prospective community study / S. Reilly, M. Wake, E.L. Bavin et al. // Pediatrics. – 2007. – Vol. 120(6). – P.1441-9.
Заваденко Н.Н. Отставание развития речи в практике педиатра и детского невролога / Н.Н. Заваденко, И.О. Щедеркина, А.Н. Заваденко, Е.В. Козлова // Вопросы современной педиатрии. - 2015. - № 14. – Т. 1. – С.132- 139.
Marschik P.B. Events at early development: are they associated with early word production and neurodevelopmental abilities at the preschool age? / P.B. Marschik, C. Einspieler, B. Garzarolli et al. // Early Hum Dev. – 2007. – Vol. 83(2). – P. 107-14. Epub 2006 Jul 28.
van Bakel H.J. Parenting and development of one-year-olds: links with parental, contextual, and child characteristics / H.J. van Bakel, J.M. Riksen-Walraven // Child Dev. – 2002. – Vol. 73(1). – P. 256–273.
Ваторопина С.В. Мать как субъект речевого развития ребенка раннего возраста / С.В. Ваторопина, Л.Ю. Александрова // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 3. - Концепт. – 2014.
Armstrong R. Late talkers and later language outcomes: Predicting the different language trajectories / R. Armstrong, J.G. Scott, A.J.O. Whitehouse et al. // Int J Speech Lang Pathol. – 2017. – Vol. 19(3). – P. 237-250.
Fisher E.L. A systematic review and meta-analysis of predictors of expressive-language outcomes among late talkers // J Speech Lang Hear Res. - 2017.
Беляева С.И. Эмоционально-личностные характеристики матери и стиль материнского воспитания как факторы социализации ребенка // V Международный конгресс «Молодое поколение XXI века: Актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Москва, 24-27 сентября 2013 г.). – М., 2013. – С.196-197.
Paul R. Maternal linguistic input to toddlers with slow expressive language development / R. Paul, T.J. Elwood // J Speech Hear Res. – 1991. – Vol. 34(5). – P. 982-8.
Kochanska G. Parents’ personality and infants’ temperament as contributors to their emerging relationship / G. Kochanska, A.E. Friesenborg, L.A. Lange et al. // J Pers Soc Psychol. – 2004. – Vol. 86(5). – P. 744–759.
Мэш Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка / Э. Мэш, Д. Вольф. – Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК. 2007, - 512 с.
Ломбина Т.Н. Психологические особенности взаимодействия дошкольников с информационными технологиями / Т.Н. Ломбина, В.Г. Лукша // Детский сад от А до Я. - 2010. - № 2. – Т. 44. - С. 23-29.
Chonchaiya W. Television viewing associates with delayed language development / W. Chonchaiya, C. Pruksananonda, // Acta Pediatrica. – 2008. – Vol. 97. – P. 977-982.